Есть две важные проблемы любого человека - объем знаний и сторона взглядов. Не важно, о каком предмете или явлении речь.
Большинство людей невежественны. Объем знаний о мире, о себе, о процессах и вещах крайне скуден. Как далеко ушли мы от приматов? От древних крестьян и пастухов, которые знали о жизни лишь самый минимум, не выходя за границы своего человеческого племени.
Это не значит, что люди тупы. В каждом конкретном деле или сфере отдельный человек может быть крайне ловок, он может превосходить всех своих соседей и даже целые пласты населения, но при этом в целом оставаться невежественным.
Это нормально, потому что биология человека создана для выживания, а не для того, чтобы понимать мир. Чтобы обрести мудрость и понимание вещей (не какое-то конкретное понимание, а в целом, разнообразное) - требуется хорошее образование, чтение десятка книг, размышления. Требуется хорошие условия, удача и благоприятное стечение обстоятельств, чтобы обрести тягу и возможности к познанию. Это долго и трудно. Причем не существует накатанной дорожки или хотя бы ориентиров, по которым можно понять - ведет тебя что-то к пониманию, и обретаешь ли ты действительно полезное понимание, или ты заблуждаешься. В конечном итоге все это сводится к субъективной оценке не приносящей никакой пользы.
Проблема не в том, что человек может быть (а чаще всего и является) невежественным. Проблема в том, что человек, глядя на окружающую массу людей и оценивая себя с уровня своих знаний полагает, что он еще ого-го! Что никакой он не невежественный, а очень даже много чего понимает. И более того, этих знаний ему достаточно, чтобы жить и ничего сверх необходимого ему не нужно.
Вторая проблема заключается в том, что наш опыт всегда субъективен. Наше видение вещей и ситуаций, наше восприятие и наша точка зрения - всегда исходит из нашего уникального прошлого, уникальных посылок и определенного угла зрения. Когда мы ведем спор - если бы мы смогли полностью пережить опыт другого человека, увидеть предпосылки, угол зрения, все условия - тогда мы бы поняли и приняли его точку зрения, согласились бы с ним, но только исходя из этой точки.
В то же время мы не согласны с ним именно потому, что исходим из другого опыта и другого видения одной и той же вещи.
Познание мира расширяет наш опыт, углы зрения и причины всех вещей, благодаря чему мы можем шире взглянуть на мир. Логично и правильно? Да. Кто-нибудь этим занимается? Нет.
Об этом всем стоит помнить, когда вы вы с кем-то спорите, когда вы или вас не понимают, когда есть мнение "как должно быть", или образ того, как нужно прожить жизнь и себя вести.
Так как большинство людей невежественны и не могут получить образование (не корочку с университета, а именно Образование в высшем смысле) по объективным причинам стечения обстоятельств, или не хотят этого - то их идеи и увлечения превращаются в жуткую кашку из суеверий, слухов, цитат, эмоций и сомнительных авторитетов.
Взяв эти факты на вооружение, следует пристально глядеть на людей и тогда многое становится понятнее и проще. Но в первую очередь смотреть нужно на себя. И видеть, насколько мы закостенелы, упрямы, глупы и самодовольны. Насколько мы уверены в своей "достаточности" и "нормальности", насколько ленивы и не заинтересованы мы в том, чтобы разобраться в вещах, напрямую влияющих на нашу жизнь. И я не говорю о какой-то философии, я говорю о взаимоотношениях между людьми, механике эмоций, биологии, психологии - всем том, что проявляется каждый день на бытовом уровне и на основании которых мы выходим замуж, хотим завести детей, принимаем судьбоносные решения, злимся или печалимся.
Невежественный человек не понимает, что он невежественен. Его точка зрения и взгляд кажется ему единственным существующим (не потому, что он самый умный, а потому, что он не может даже представить, как может быть иначе, ведь то, что он видит - логичное и само собой разумеющееся, а все кто этого не понимают - просто какие-то дураки).
Мы слишком высоко ценим привычное, мы плывем по течению повседневности, мы думаем и ведем себя так, как люди вокруг - привычно и шаблонно. Но даже когда мы по молодежному бунтуем и пытаемся быть не такими как все - мы бунтуем так же шаблонно и мейнстримно.
Если же кто-то, кто понимает чуть больше и чуть глубже будет озвучивать, что обладает большим объемом знаний - мы злимся и считаем это выскочкой. Никому не нравится чувствовать себя ущемленным. С одной стороны обычно это действительно выскочки - сам факт сравнения себя с другими и превознесение своей точки зрения над другими - является фактом узости в мировоззрении. Но бывает и так, что человек действительно мудр и знающ. И даже если он озвучит не в целом, а лишь в конкретной маленькой сфере свой багаж знаний - но все равно будет выглядеть как заносчивый выскочка.
По итогу для нас должно быть не так важно, как ведут себя другие люди, но должно быть очень важно - насколько мы сами невежественны, слепы и упрямы. В каждом действии и слове, в каждой работе, каждом хобби и увлечении, каждой идеи и книге, которую вы читаете - помните!
Помните, что на любую вещь можно смотреть с разных сторон, число которых бесконечно. Учитывайте все причины в прошлом, все условия, которые влияют на объект, все ваши субъективные состояния и оценки, которые искажают восприятие. Чаще думайте о других странах, людях, эпохах и ситуациях. Чаще влезайте в чужую шкуру, пытайтесь понять почему другой воспринимаешь вещи не так, как вы, почему он так поступил. Здесь не может быть оценки "потому что он дурак" - любому поведению, мысли или эмоции есть причина, которые вы, вероятно, не видите или не хотите видеть. "Прожив" жизнь другого человека, вы осознаете его поведение и испытаете к нему сострадание, вместо негодования. "Прожив" другие эпохи и места вы расширите рамки своих привычек и шаблонов поведения. Вы осознаете, что ваша личность - просто одна из миллиардов вариаций, она уникальна, но в ней нет ничего выдающегося. Если вы невежественны - вероятно почти все ваши оценки не верны, но люди вокруг вряд ли смогут вам что-то подсказать - они невежественны также или даже сильнее. Но если вы считаете, что вы хоть чуть-чуть что-то начинаете понимать - осознавайте, насколько сильно искажены ваши знания под гнетом причин, обстоятельств и привычек. Не обольщайтесь и помните, насколько мало вы знаете, и, вероятнее всего, вы все таки ошибаетесь.
Только вы сами можете пойти и попытаться что-то понять, в чем-то разобраться. Хотите счастливых взаимоотношений, любви и семью - вперед изучать людей, эмоции, психологию, работу мозга. Настолько, насколько хватит желания и способностей. Исходите из позиции, что заблуждаются все, даже вы, даже авторы всех книг. Вы должны слушать всё и всех, но никому не верить, пока не отточите знания на практике.
Нам следует осознать, что мир многогранен и бесконечно сложен. Мы можем пытаться разобраться в нем и понимать чуть больше, чем вчера. Но если мы решили, что знаем достаточно - это равносильно лошади в упряжке и с шорами на глазах - хотите ли вы жить так, бессознательно, ничего не понимая, несясь куда-то, куда несутся все, находясь в тревоге и страхе.
Быть невежественным и осознавать это - норма.
Но довольствоваться своим невежеством - безумие!